Семплер (англ. sampler) — электронный музыкальный инструмент, позволяющий записывать, редактировать и воспроизводить звуки. Отличие от других электромузыкальных инструментов (ЭМИ), например синтезаторов в том, что вместо осцилляторов (генераторов волн) используется записанный в память семпл (оцифрованный звук), который раскладывается по MIDI-клавиатуре, меняя высоту тона по заданным условиям. В настоящее время существует множество таких устройств и их виртуальных аналогов. Часто семплер является опцией или основой ЭМИ. Выход общедоступных цифровых семплеров стимулировал появление новых музыкальных направлений, в первую очередь Hip-Hop, UK Hardcore, Acid house.

Первый цифровой сэмплер был разработан в Лондоне в 1969 году компанией EMS, он назывался MUSYS. Его авторы: Питер Грогоно (программирование), Дэвид Кокерелл (аппаратная часть и интерфейс) и Пётр Зиновьев (системный дизайн и алгоритмизация). Система запускалась на двух мини-компьютерах, которые имели всего по 12 кб памяти, сохраняли информацию на жестком диске объёмом в 32 кб и на ленточном магнитофоне. Первый коммерческий сэмплирующий синтезатор появился в 1976 году, он назывался Computer Music Melodian. В 1979 вышел первый полифонический синтезатор-сэмплер — Fairlight CMI, который в то время стоил 20000 долларов. Через два года выходит E-mu Emulator, обладающий сходными возможностями, но дешевле в два раза. В 1985 фирма Akai выпускает первый доступный для масс сэмплер Akai S612. Он был 12-битным, 6-голосым прибором, поддерживающим частоту дискретизации 32 килогерца, объем памяти составлял 128 кб. В 1986 ему на замену пришел Akai S900, который обладал еще большими возможностями. Через два года вышел Akai S1000, который на много лет стал стандартом де-факто для сэмплеров. S1000 был 16-битным сэмплером, с частотой дискретизации до 44100 гц, памятью в 2 мб (расширялась до 32 мб модулями SIMM), полифонией в 16 голосов, широкими по тем временам возможностями внутренней обработки сэмплов. Его знаменитый «time-stretch» стал визитной карточкой раннего джангла и хардкора, а наличие SCSI интерфейса позволяло подключать жесткие диски и CD-приводы. Формат сэмплерного диска «AKAI S1000» стал надолго самым популярным во всём мире и только появление программных сэмплеров серьезно пошатнуло его позиции. S1000 использовали The Prodigy, Apollo 440, Chemical Brothers, Fatboy Slim, LTJ Bukem, Mr. Oizo, Crystal Method, Pet Shop Boys, Gary Numan, Future Sound of London, Jean-Michel Jarre, Vangelis, Mouse on Mars и много других известных музыкантов и продюсеров.

Hosted by uCoz